Классические скульптуры под цифровым микроскопом
“Только белый цвет наделен истинной красотой” – утверждал немецкий искусствовед 18го века Иога́нн Иоахим Ви́нкельман. Данное утверждение и по сей день пользуется популярностью. Тем не менее, о том, что античные скульптуры были полихромными было известно уже в 19 веке. Для получения цветной краски использовался минерал, например, синий азурит или малахит, который измельчали и смешивали со связующей субстанцией, такой как казеин. Наличие различных цветов позволяло оказать на зрителя более глубокое впечатление, за счет улучшения 3D эффекта, и предоставить больше подсказок к пониманию смысла работы.
Для подробного ознакомления с медицинской и исследовательской техникой основных мировых производителей оптических систем и сопутствующего оборудования посетите наш каталог или свяжитесь с нашими специалистами и получите полную профессиональную консультацию по любым, имеющимся у Вас, вопросам.
Междисциплинарная команда исследователей
Нам известно, что цвет был неотъемлемой частью греческих и римских скульптур, однако понять этот феномен мы не можем до сих пор. Из тысяч античных скульптур по всему миру, лишь небольшая часть была объектом глубоких исследований. Целью междисциплинарной команды является тщательное исследование античных скульптур. Это важное и срочное исследование должно быть проведено как можно быстрее, ввиду скорого исчезновения остатков краски на образцах.
Изображения, полученные с помощью микроскопа - единственное доказательство
Самым важным инструментом реставратора является микроскоп, поскольку образцы настолько малы, что даже их сбор является очень трудной задачей. Единственным способом получить доказательство наличия цветной краски является исследование скульптур с помощью микроскопа. Реставратор Мария Луиза Сэргент считает, что максимальную эффективность обеспечивает использование хирургического и цифрового микроскопов.
Цифровой микроскоп обеспечивает невероятную гибкость применения и позволяет исследовать каждый сантиметр двухметровых статуй. Еще одним несомненным достоинством является большой диапазон увеличений. Цифровая микроскопия позволила упростить обнаружение и анализ мельчайших частиц оригинальной краски, сохранять исследования в видеоформате и изображениях для дальнейших обсуждений.
Совместно с Британским музеем
Исследование греческой статуи 580 года до н.э. с помощью хирургического микроскопа выявило следы микроскопических остатков синей краски. Для идентификации данных фрагментов у реставраторов в Копенгагене не хватает возможностей, поэтому все надежды они возлагают на совместную работу с Британским музеем, в котором был разработан неразрушающий метод определения подобной краски с помощью УФ фотографирования.
Физический анализ скульптуры
Если найдено достаточно краски, то ее исследуют в материаловедческом микроскопе, который позволяет понять структуру слоя и идентифицировать пигменты. Например, краска для одной из скульптур была добыта в Испании и отправлена в Рим. Подобная информация также дает нам представление о торговых маршрутах того времени.
Остается еще много секретов…
Несмотря на впечатляющие результаты, полихромные исследования еще находятся в своих ранних стадиях. Мы уже можем определить цвет скульптуры, но не имеем достоверного представления о том, как она выглядела.
Выставка Bunte Götter
Экспозицию выставки «Bunte Götter» составили 12 полихромных скульптур. Они позволили совсем по-другому взлянуть на воспринимавшиеся ранее монохромными греческие и римские скульптуры. В центре экспозиции находились скульптуры с фронтона храма Афайи. Знаменитый лучник с западного фронтона храма изображает троянского царевича Париса. На нём плотно облегающее его тело одеяние. В результате новейших исследований учёные обнаружили великолепные узоры на его штанах, куртке и рукавах. На ультрафиолетовом рефлектографе и в ультрафиолетовых лучах были обнаружены зигзагообразные орнаменты на ногах и изображения зверей на куртке Париса. Подобные детально проработанные узоры покрывали даже спины фигур на фронтоне на высоте 10 метров. Мельчайшие детали в своём размере составляют всего лишь около двух миллиметров, что свидетельствует о высокой точности росписи статуй.
Лучник в образе троянского царевича Париса с западного фронтона храма Афайи
Исследования в специальном свете показали различную степень выветривания поверхности скульптур, что в свою очередь косвенно говорит о присутствии на ней различных цветовых пигментов. Но и сами пигменты, использовавшиеся для украшения скульптур, сохранились на поверхности скульптур в минимальных количествах: киноварь, красная охра, медная лазурь, медная зелень, жёлтая охра и листовое золото присутствуют на фрагментах статуй, найденных при раскопках храма Афайи в 60-х гг. ХХ в.
Оригинал статуи из мюнхенской Глиптотеки:
Реконструкция с других ракурсов:
На шлеме одного из воинов узор, образовавшийся в результате выветривания различных цветов, можно увидеть невооружённым глазом. Этот факт всегда приводился в качестве доказательства полихромного исполнения фигур на порталах храма. Однако эти цветовые следы не получили до настоящего времени правильного истолкования. Только благодаря новейшим исследованиям удалось установить, что сеточка является частью богатого чешуйчатого орнамента, покрывавшего лицевую часть шлема. Сравнение узора на шлеме с изображениями шлемов на греческих вазах того же периода позволяет утверждать, что подобная форма раскраски была широко распространена в то время.
Разумеется, что орнамент на скульптурах должен соответствовать его форме. Например, у Париса узор его одеяния растянут на бедре, и вытянут на колене, словно речь идёт о вязаных штанах. Благодаря этому форма скульптуры получала ещё большую выразительность. Для художника было безусловно непросто изобразить зигзагообразный орнамент на ногах лучника, для этого требовался точный математический расчёт.
Фигуры с фронтона храма Афайи были созданы около 500 г. до н. э. Цвета, использованные в их оформлении, были прочными и чистыми. Скульптуры классического периода (480—320 гг. до н. э.) выполнялись также полихромно, но не были столь многоцветными и яркими. Краски зачастую смягчались белым и отвечали мягкому элегантному вкусу. В эпоху эллинизма (начиная с 320 г. до н. э.) возникла иная цветовая гамма. Плавно переходящие из одного в другой коричневые, тёмно-красные и фиолетовые тона составляли основу цветовой палитры, нарушавшейся кричащими розовыми и ярко-голубыми красками.
На выставке благодаря содействию музеев Ватикана были продемонстрированы реконструкция знаменитой скульптуры облачённого в доспехи императора Августа из Примапорто. На основании новейших химических исследований группа учёных из Рима воссоздала из гипса полихромную статую императора. Реконструкция цвета дала необычайно элегантное сочетание лаково-красного, медной лазури и тёмных охровых тонов. Кожа и поверхность доспехов остались мраморными.
На выставке в Мюнхене был также представлен обширный документальный материал, на основе которого можно было отследить шаг за шагом работу учёных по реконструкции первоначального облика представленных на выставке скульптур.
На выставке "Bunte Götter" пигментам отведена отдельная витрина:
Сохранившиеся следы раскраски, на основании которых выполнялась цветовая реконструкция:
Другие примеры, включающие реконструкцию изображений костюмов:
Кора Пеплофора (носящая пеплум), Музей Акрополя Афины 530-520 гг. до н.э.
Реконструкция статуи в образе богини Афины.
Другой вариант реконструкции этой же статуи - в образе Артемиды
Саркофаг из Сидона (так называемый "Саркофаг Александра"), ок. 325-310 до н. э.
Вот так выглядят следы раскраски на оригинале:
Восстановленная роспись:
В античности яркая раскраска считалась знаком особой ценности. Однако это буйство красок противоречит современному пониманию эстетики, ориентированному на ясность. Сегодня цветные скульптуры кажутся нам, скорее, чем-то странным.
И под занавес маленький переворот в представлении о древнегреческих храмах. Расписаны были не столько статуи, но и фронтоны, а также все архитектурное обрамление. И выглядело это примерно так: